Производство автомобильного листа

Подскажите пожалуйста технологии производства автолиста различных заводов

admin on Май 14th 2009

Что именно интересует? Выплавка? Разливка? Прокатка? На отечественных заводах? На зарубежных? Насколько подробно?

колян on Май 14th 2009

Интересует технологическая цепочка 08Ю от выплавки до разливки на НМЛЗ (с вакууматором и доводкой на печь-ковше) на отечественных заводах. Технологические операции. Если можно подробнее.

admin on Май 15th 2009

Начну с краткой характеристики стали 08Ю, с точки зрения ее выплавки и подготовки к разливке.
08Ю – это низкоуглеродистая низкокремнистая сталь, с нормированным содержанием алюминия. Очень склонна к затягиванию разливочных стаканов, что предъявляет повышенные требования к чистоте по неметаллическим включениям. Высокое содержание остаточного алюминия (обычно 0,04 % и более) снижает эффективность использования кальция для модифицирования глиноземных немет. включений в жидкие алюминаты. Учитывая, что ввод кальцийсодержащих модификаторов может значительно увеличивать загрязненность включениями и на этой марке не гарантирует их «разжижение», повсеместно предпочитают модификаторы не использовать, но бороться за чистоту стали, отправляемой на разливку, от включений.
Борьба за чистоту по включениям начинается с ограничения попадания переокисленного конвертерного шлака в ковш – весьма желательна отсечка шлака (или его скачивание).
Еще одна особенность этой марки – низкий кремний. Это диктует ограничения на все, что может привести к восстановлению кремния из шлака. Для этй цели также желательна отсечка конвертерного шлака на выпуске, контроль SiO2 в рафинировочном шлаке и ограничение его раскисления (остаточный FeO значительно выше 1 %). Последний момент – ограничение раскисления рафинировочного шлака в ходе внепечной обработки – снижает эффективность десульфурации. Поэтому важное значение приобретает количество серы в полупродукте и, соответственно, в чугуне и далее по цепочке... Если чугун все-таки с высокой серой, возможно, будет крайне желательна его десульфурация.
Следующая особенность. В случае если конвертерный шлак отсекается на выпуске, требуется озаботиться разжижением наводимого рафинировочного шлака. Вариант – добавки с известью материала, увеличивающего долю Al2O3 до примерно 25-30 % (при 55-60 % CaO, около 8 % MgО). Исходя из ситуации выбрается оптимальный материал для повышения % Al2O3 . Для быстрого наведения шлака необходимо использовать хорошо обожженную известь. Абы какая не годится. Это тоже надо учесть.
Для того чтобы получить минимальное количество немет. включений в металле перед разливкой, что крайне необходимо и уже упоминалось выше, требуется правильно выстроить ход внепечной обработки. Об этом, а также о мерах по ограничению вторичного окисления в ходе разливки, можно почитать в частности в статьях из нашей Библиотеки Steelmaker.
Общую идею технологии, вроде бы, я осветил.
Более подробную информацию о тех или иных деталях технологий на отечественных предприятиях (они, правда, не самые оптимальные в мире) Вы найдете в соответствующих журналах. Привожу примеры статей (на вскидку), которые полезно посмотреть:

1. Особенности изменения содержания кремния в малоуглеродистой стали во время ковшевой обработки. А.Х. Валиахметов, В.А. Бигеев, А.А. Степанова и др.// Сталь. 2004, №7. с. 22-23.
2. Внепечная десульфурация конвертерной стали 08Ю с использованием порошковой проволоки. А.Ф. Каблуковский, Я.Л. Кац, С.И. Ябуров и др.// Черметинформация. Бюллетень Черная металлургия. 2004, № 2. с. 52-59.
3. Комплексное освоение технологии производства автолистовых IF-сталей в конвертерном производстве ОАО «Северсталь». А.А. Степанов, С.Д. Зинченко, А.М. Ломухин и др. // Черметинформация. Бюллетень Черная металлургия. 2005, № 1. с. 39-42.
4. Освоение технологии производства стали IF с использованием ковшевого вакууматора VD-OB. С.В. Ефимов, С.Д. Зинченко, М.Ф. Филатов и др.// Сталь. 2004, № 7. с. 18-20.

И т. д.

колян on Май 15th 2009

Спасибо огромное!

kakt00z on Май 24th 2009

тот же вопрос. интерисует прокатка и материаловедение. на отечественных предприятиях. если можно поподробней))

Дмитрий Пономаренко on Июнь 02nd 2009

бедный админ, засветился, теперь придется и темы прокатки, металловедения раскрывать... :)))

kakt00z on Июнь 17th 2009

вопрос снят ))
"Что же делать человеку, которому предназначено "стоять укоризной", как не лежать?"

Igor on Июнь 28th 2009

"Более подробную информацию о тех или иных деталях технологий на отечественных предприятиях (они, правда, не самые оптимальные в мире)..."

А можно узнать про оптимальные, на Ваш взгляд, технологии?
Кроме того, к вышеизложенному хочу добавить, о возрастающей доле производства автолистовой стали с ограничением по содержанию углерода ниже 0,005 % (применение вакууматоров), по фосфору ниже 0,010 (отсечка шлака), по сере ниже 0,005 (десульфурация чугуна), по хрому 0,01, никелю 0,01, меди 0,03 (оборотный лом), азота не более 0,004 (исключение додувок и раскисления на выпуске, защита от вторичного окисления на МНЛЗ). С алюминием (при наличии приборов для замера окисленности) и марганцем проблем быть не должно.
Наведение рафинируещего шлака - вопрос для меня спорный. Смысл? Если и есть от чего рафинировать, то окислившийся алюминий сам обеспечит требуемый процент Al2O3 в шлаке.
Неметаллические включения - вещь актуальная, но эффективного способа регулирования их содержания (за исключением защиты от втор окисления на МНЛЗ, все остальные не оправдывают своих затрат) до сих пор нет, не смотря на кучу исследований.
В общем тема обширна, поэтому каков вопрос, таков ответ.

admin on Июнь 29th 2009

"А можно узнать про оптимальные, на Ваш взгляд, технологии?"
Ответ: Можно, в индивидуальном порядке :)

"Наведение рафинируещего шлака - вопрос для меня спорный. Смысл?"
Ответ: "Рафинировочный" - это общепринятое название наводимого шлака (в отличии от, например, "конвертерного", или "печного" шлака. Рафинировать есть смысл - ну хотя бы от неметаллических включений.

"Неметаллические включения - вещь актуальная, но эффективного способа регулирования их содержания (за исключением защиты от втор окисления на МНЛЗ, все остальные не оправдывают своих затрат) до сих пор нет"...
Ответ: На мой взгляд это заблуждение. Способы есть. Часть из них описана в публикациях на нашем сайте.
Действительно, неметаллические включения - "тонкая материя". Для управления характеристиками включений требуются и грамотные технологии и обеспечение производства средствами выполнения этих технологий. Второе на наших заводах особенно проблематично.

Igor on Июнь 29th 2009

"Ответ: Можно, в индивидуальном порядке :)"
Ответ на ответ: Вот так всегда. :)

В нашей деревне "рафинировочным" называют шлак если его наводят для рафинирования. А если он наводится сам по себе, то его называют просто "ковшевой". Минимальное количество шлака после выпуска Ме из конвертера без легирования и с использованием дротика для отсечки шлака на моей памяти составляет 5 см. плюс добавятся оксиды от угара ферросплавов. Этого количества считаю достаточным для улавливания включений. Наведение шлака специально для этой цели считаю гламуром, ставшим особенно неактуальным в условиях кризиса.

"На мой взгляд это заблуждение. Способы есть. Часть из них описана в публикациях на нашем сайте."
Подтверждаю - способы есть, их море. И повторяю - 99 % из них не оправдывают своих затрат. В представленных на сайте публикациях представлены очередные спорные теории. А на практике в цифрах можете сказать как влияет содержание НВ на мех свойства или качество проката? Какой уровень НВ необходимо обеспечить (только не говорите что 0, потому что не добъетесь) и как его гарантировано добиться?
Мои "заблуждения" (по крайней мере аргументированные) я сделал, имея непосредственное отношение к качеству металла на производстве, проведя кучу исследований и испытав кучу всяких приспособлений. Не имею целью изменить Ваше мировоззрение на этот счет, так как вижу что вы тоже человек с устоявшимися взглядами, но для тех авторов, которые сочиняют подобные темы могу сообщить, что эффективнее продувки аргоном через днище с/к при внепечной обработке и качественной защиты от вторичн окисления никто ничего еще не придумал. Это в теории и лабораторных условиях выдержка ме в с/к, снижение окисленности в конвертере, обработка вакуумом и проч являются значимыми факторами. А на практике достаточно выбрать одну хорошую "метлу" для борьбы за чистоту. :) И не стоит заморачиваться "грамотными технологиями" (да еще импортными) и "средствами обеспечения этих технологий". Не все у нас плохо. По крайней мере процентов 80 наших сталеваров и разливщиков имеют высшее образование. За границей приходилось наблюдать негров и турок из числа эмигрантов, которые говорят с горем пополам, а на работе вся их обязанность - нажимать по очереди две кнопки, и не дай Бог перепутать или какое нибудь отклонение от режима получить. Цех останавливается.

admin on Июнь 30th 2009

«И повторяю - 99 % из них не оправдывают своих затрат. В представленных на сайте публикациях представлены очередные спорные теории. А на практике в цифрах можете сказать как влияет содержание НВ на мех свойства или качество проката?»

Ответ: По-видимому, мы говорим о разных вещах немножко. Уточняю свою позицию. Очевидно, что влияние НВ на стабильность разливки (затягивание стаканов), технологические и служебные свойства стали имеет место быть.
Существуют марки особенно чувствительные к такому влиянию (стали для глубокой вытяжки, рельсовые, кордовые и т.д.).
Каждая такая марка имеет свои пороговые значения загрязненности НВ. Это все, конечно, банально, как и утверждение, что существуют соответствующие маркам различные способы выплавки, внепечной обработки и разливки, обеспечивающие в том числе приемлемые характеристики НВ (в зависимости от марки: состав включений, количество на единицу объема, дисперсность, длина строчек на шлифе и т. д.)..
Я уж не говорю про развивающееся направление – “Oxide metallurgy” – которое подразумевает получение в стали мелкодисперсных включений определенного состава для обеспечения заданной микроструктуры.
Еще банальность: технологии хоть и различны, но основаны на универсальных (потому что подчиняются объективным законам физики и химии) принципах раскисления и легирования, установленных на основе теории и опыта. Может быть, среди них есть и те самые «очередные спорные теории», которые Вы упомянули – не очень представляю, что Вы подразумевали в этой фразе.
К сожалению, одной продувкой аргоном и защитой от вторичного окисления во многих случаях не обойтись. Хотя, безусловно, эти мероприятия очень важны и зачастую именно они требуют внимания в первую очередь (особенно защита), когда речь заходит об улучшении чистоты "обычной" стали. Тут я с Вами полностью согласен. Под "обычной" я подразумеваю сталь не контролируемую по НВ – лишь бы разлилась, имела нормальное "макро" и чтобы прокатчики не предъявили претензий по поверхностным дефектам.


«За границей приходилось наблюдать негров и турок из числа эмигрантов, которые говорят с горем пополам, а на работе вся их обязанность»…

Вопрос: Эти персонажи какие марки плавили? Автолист, рельсы, корд? Или типа ст.3?

Igor on Июнь 30th 2009

Марки типа Ст3 давно уже повсеместно плавят как приложение к основному производству - автолисту, судостали, трубным, трансформаторным и проч. Кстати из Ст2пс, например, делают трубы для атомных электростанций (не знаю правда в каких местах они там работают), так что простых марок с каждым годом становится все меньше. Поэтому нанимать бригаду негров специально для производства конкретных марок никто не будет. Другой вопрос, что при отстуствии желания у коренных европейцев работать в металлургии приходится внедрять всякие АСУ ТП, с которыми может справиться любой эмигрант-негр. Из моего личного опыта, например, после внедрения АСУ ТП "Конвертер" количество плавок с додувками как было 15 % так и осталось. Причем товарищи которое это устанавливали, гордились таким уровнем. А наши дистрибуторщики добивались этого после 5 лет учебы в институте и полугода стажировке на работе. Да, АСУ облегчает жизнь, но расслабляет ум.
Теперь о НВ.
"Каждая такая марка имеет свои пороговые значения загрязненности НВ."
Так назовите эти пороги. По-моему глубокому "заблуждению", если они и были, то давно остались далеко позади от достигаемого уровня после внедрения тех способов, которые я упомянул ранее.
"Под "обычной" я подразумеваю сталь не контролируемую по НВ "
Так приведите примеры необычных марок стали и зачем там контролировать НВ.
Отвлечемся сейчас от колесных и кордовых марок стали, в которых механизм образования НВ несколько отличен, и вернемся к теме автолиста для конкретики. Для меня очевидно влияние НВ только на затягивание стаканов. Оно было, есть и будет. Так же как и плена в прокате. Вы же не сможете удалить НВ до 0?. Влияние на технологические и служебные свойства стали - не очевидно. Не видел ни разу, чтобы потребитель в своих запросах когда-либо предъявлял требования по содержанию НВ, тем более по их составу. Как правило, улучшения потребительских свойств добиваются вариациями химического состава, в.т. ч микролегированием.
О напрвлении “Oxide metallurgy” Гугл нашел только Вашу статью. Я подозреваю, что речь идет о микровключениях, образующихся при кристаллизации. Но это совсем другая история. Мы сейчас говорим об очистке стали. а не о специальном их "загрязнении".
Мое "направление" заключается в следующем. На настоящем этапе достигнут определенный уровень (в частности, продувка через днище в с/к и защита от ВО) обеспечивающий конкретный уровень НВ (например, для 08Ю крупных НВ - 0,2-1 шт/см2). И никакие дополнительные мероприятия не могут снизить его хотябы в 10 раз: до 0,02-0,10 шт/см2. Потому что меньшее снижение - это хоть и "в несколько раз", но на практике не заметно

admin on Июнь 30th 2009

"Отвлечемся сейчас от колесных и кордовых марок стали, в которых механизм образования НВ несколько отличен, и вернемся к теме автолиста для конкретики. Для меня очевидно влияние НВ только на затягивание стаканов. Оно было, есть и будет. Так же как и плена в прокате".

Ответ: Давайте отвлечемся. Поговорим об автолисте. Затягивание затягиванию рознь, также как и плена - плене. Тема очень обширная для данного формата, да и статей о причинах затягивания и появления плены написано немерено. Еще раз соглашусь с Вами, что поскольку на затягивание весьма существенное влияние оказывает вторичное окисление, то хорошая защита, конечно, очень многое решает. Хотя металл можно испортить и раньше - при раскислении, да так, что продувкой аргоном не выправить. И получить в результате и затягивание и плену.
Я в общем-то не вижу уже предмета дискуссии - автолист это не кордовая и не рельсовая сталь, действительно.

"И никакие дополнительные мероприятия не могут снизить его хотябы в 10 раз: до 0,02-0,10 шт/см2. Потому что меньшее снижение - это хоть и "в несколько раз", но на практике не заметно"

Ответ: Действительно, на наших заводах отсутствует аналитическое оборудование для оценки чистоты стали по крупным неметаллическим включениям. В развитых странах оно имеется. Надо будет, наверное, опубликовать на сайте материал по существующим методам. Считать крупные включения на шлифах чистой стали это и анахронизм и просто неверно - метод не представителен с точки зрения статистики.
Остаются косвенные методы: прирост азота на разливке, содержание общего кислорода. Эти показатели коррелируют с содержанием крупных включений. Сравните их у себя с зарубежными и будет видно есть ли куда расти.

Igor on Июнь 30th 2009

Согласен. Диалоги о НВ - это философия металлургов.
Замечу только, что любовь к зарубежью у Вас проскакивает фоном во всех комментариях здесь. Возможно это условие Вашего трудового контракта :), а может быть Вам просто не известно, что в последние лет пять минимум только ленивый не занимался у нас реконструкцией и обновлением своих основных фондов? Работаем на одинаковом с ними оборудовании и заграница с удовольствием покупает наш металл со всеми включениями.
В развитых странах много чего интересного имеется, в том числе и для того, чтобы там любой эмигрант мог работать. Вот я и думаю, может я живу и работаю в развитой части России, или наш хозяин планирует завозить эмигрантов, но чистоту стали по крупным включениям у нас давно определяют на аналитическом оборудовании.

ПС.Хотя бы зарубежные показатели Вы мне можете сказать, чтобы я сравнил? Или опять при личной беседе))
Буду ждать материалы с методиками.

Igor on Июль 01st 2009

Прошу прошения если тон моих сообщений не соответствовал чьим-либо ожиданиям. Но "за державу обидно".

Дмитрий Пономаренко on Июль 01st 2009

Сорри, разделяем.

admin on Июль 01st 2009

Ответ Igor_ю:
К сожалению, не могу похвастаться наличием "трудового контракта", который бы приходилось отрабатывать. Он бы не помешал. Но зато у меня есть некоторая свобода, в отличие от многих - пишу что хочу.
В свое оправдание перед строгой аудиторией могу сказать, что я с удовольствием публикую материалы о технических достижениях отечественной металлургии - можете убедиться в этом, заглянув на страницу "Новости". Не моя вина, что в последнее время мало хороших известий.
Если Вы или пресс-служба Вашей компании (равно как и любой другой) соблаговолит сообщить (-ать) о своих успехах в развитии производства, я с превеликим удовольствием опубликую. И чем больше будет таких материалов, тем лучше.
О "любви к зарубежью". Ну, так ведь, как известно, "любовь зла - полюбишь и козла". А если серьезно, то советую воспринимать информацию о зарубежных фишках просто как информацию к размышлению. Ни в коем случае у меня нет задачи принизить славу родной металлургии. Напротив.
Обещанный материал об анализе макро-включений в чистой стали появится, раз уж обещал. Надо его немного "причесать".

Antti on Июнь 29th 2009

"Комплексное освоение технологии производства автолистовых IF-сталей в конвертерном производстве ОАО «Северсталь». А.А. Степанов, С.Д. Зинченко, А.М. Ломухин и др. // Черметинформация. Бюллетень Черная металлургия. 2005, № 1. с. 39-42.
Освоение технологии производства стали IF с использованием ковшевого вакууматора VD-OB. С.В. Ефимов, С.Д. Зинченко, М.Ф. Филатов и др.// Сталь. 2004, № 7. с. 18-20."

Не скажу что это то, что стоит заимствовать... Все-таки выход годного от 35% до 70% не показатель класса. К тому же там куча мероприятий в плане была заложена, и далеко не все из них были выполнены, а часть выполненных была реализована через задний проход... Это скорее пример из серии "Как не надо делать".

admin on Июнь 29th 2009

Спасибо за откровенную оценку технологий Северстали. Но, может быть, Вы слишком строги к разработчикам? Может быть они делали что могли в рамках конкретного производства и конкретного финансирования новых технологий? Ведь это обычное желание хозяев, чтобы конфетку сделать из... сами знаете из чего.
Но как бы то ни было, почитать эти статьи тем кто интересуется данной проблемой все равно имеет смысл, поскольку они содержат фактический материал, который полезно проанализировать (для экономии собственных ресурсов на эксперименты).

Antti on Июнь 29th 2009

Откуда такое отношение к хозяевам бизнеса? Ни один из владельцев или ТОПов не являющихся техническим спецом в прошлом как правило не занимается самодеятельностью, а просто доверяет своим спецам, что местами приводит к манипуляциям со стороны последних.
По моему опыту, желание владельцев получить больше за теже деньги или малой кровью как правило оправдано - причинами являются прикормка "вендорами", техническая грамотность, "оптимальные" пакеты оборудования от "вендоров", практика управления проектами и др. Опять же по моей практике почти на любом проекте можно порубить затраты на 20% без влияния на конечный результат, можно оптимизировать набор оборудования, можно сжать сроки реализации проекта, можно улучшить схему финансирования.
Мордашов, по крайней мере в то время когда я работал на Северсталь, крайне редко опускался до технических решений, т.к. он лучше всех знает что не является "технарем", он мог задавать интересные вопросы, которые иногда ставили в тупик - например зачем нужна вторая установка по вдуванию коксика и почему нельзя на вторую печь кинуть трубопровод от имеющейся установки - кстати, такая мысль никому до этого в голову не приходила, но "молодцом" проявили себя тогдашние главный энергетик и главный инженер которые никогда не были в той части ЭСПЦ и убедившие его в том что "не пролезет".
К сведению, перечень затрат на модернизацию утверждает совет ежегодно, а выносился он по ВПТС, Приказу №1 и Стратегическому Бизнес-плану совместно дирекцией по Стратегии, Технической дирекцией и дирекцией по Производству, исходники же готовятся в дирекции по Стратегии и в производственных подразделениях.
Весь проект Северсталь по выходу на IF=марки стоит взять за основу "как не надо делать проект" - затраты безумные, реализация неполная, эффект никакой. Впрочем, другого и быть не могло, т.к. менеджмент до сих пор не решил хочет ли он специализироваться на автолисте.

Igor on Июнь 29th 2009

По моему опыту, владельцы все же хотят за копейки получить конфетку. Если хозяин хочет что то купить, то ему редко удается объяснить почему так дорого. В итоге, к окончанию проекта все-таки приходится заплатить первоначальную сумму (а может и больше). Или доводить оборудование до ума своими силами.

Antti on Июнь 29th 2009

Не очень понял мысль - почему хочет, почему так дорого, почему приходится заплатить... кто кому объясняет...

Igor on Июнь 30th 2009

Хозяин хочет - ... ну наверное потому что у него работа такая. Например купить какое-то оборудование, но денег при этом жалко. Начинает ныть, что мол цена по его мнению завышена на 20 %. Если объяснить ему, что не завышена, то найдется какой-нибудь чудак, который представит свои сочинения: часть оборудования купим у другого поставщика, от части можем отказаться вообще, примерный вес оборудования занизим процентов на 25, СМР - это вообще поле чудес, не поддающееся логическому прогнозированию и проч. херь. Вобщем ПОДГОНИТ итоговую сумму и поднимется в глазах босса. Проект утверждается и начинается мелодрама. В итоге я не помню ни одного проекта стоимость которого соответствовала утвержденной, а чаще всего намного превышала те самые 20 %.
Вообще-то в этой теме была другая тема.

Antti on Июнь 30th 2009

Эти 20% не от чудика зависят, а от методик в России применяемых: ГОСТ на ТЭО устарел безбожно, по моим прикидкам ГОСТовское ТЭО выходит уже с заложенной погрешностью 30% (что соответствует современным требованиям для концепта или плохого пре-ТЭО), а в нем уже:
- управление проектами находится на таком уровне, что еще 20% там пропадает.
- отсутствие практики работы с "твердыми" предложениями дает еще 10-15% роста стоимости проекта.
Проблема с комплектностью вызвана отсутствием методологии единого управления проектом от его инициации до ухода с гарантии.
P.S. Расчет сметной стоимости по весу - она из ключевых ошибок российской практики, СМР тоже можно эффективно управлять, если начинать заниматься с предпроектной стадии и правильно управлять графиком проекта.
P.P.S. Руки дойдут могу как-нить статью выкинуть на эту тему, а если Вы с Северсталь, то местным из ТД я как-то объяснял основы, и на примере проекта Эр Ликид могли бы многому научиться - Матью Гобэн наглядно показал как надо строить в России.